Форум » Спектакли » Рецензии » Ответить

Рецензии

PUMBA: моя подруга написала пару рецензий на спектакль театра. Н свой страх и риск выкладываю их здесь: Как там, на дне собачьей жизни? Второго декабря я побывала на премьерном спектакле «С@баки» (режиссер - К.Яковлев). Первоначальное впечатление очень сильное, именно поэтому и не могла сразу ничего написать: все эмоции переходили в междометия. История потрясает сама по себе, но то, как это было представлено, добавляет общей картине трагизма. Это, скорее даже драма в двух действиях, а не мюзикл. Драма собачьей жизни. Во всем происходящем на сцене сложно не заметить сходства с пьесой М.Горького «На дне», однако их главное различие состоит в том, что в этой пьесе невозможно выделить положительного или отрицательного героя. (Нет, безусловно, можно, но не среди действующих лиц.) Перед нами предстают босяки от собачьего мира. В жизни каждой собаки произошла трагедия, они выброшены, забыты, преданы человеком. Каждый пережил эту трагедию по-своему. Кто-то озлобился, а кто-то, несмотря ни на что, не утратил веры в Человека. Характеры удивительной силы: Черный и Гордый, два таких разных… Черный – вожак стаи бродячих (или, как они называют себя, «вольных») собак, живущий местью и ради мести человеку. С самых первых его слов мы осознаем всю глубину его ненависти к двуногому сословию и ко всем тем, кто не утратил способности верить человеку, любить его: «Отойдите от Черного! Не жалейте Черного!». Он осознает, что жалость унижает не только человека, но и собаку, и, вообще, любое живое существо. В критике меня поразил цинизм ведущего программы «Афиша», когда, именно на эти слова легла фраза: «Да, жалко собачек, они счастье ищут…». Тысячу раз был прав М.Буонарроти, когда писал: «Прекрасным мы порой не дорожим, и куцы наши чувства, а многие искусно чернят все то, что дорого другим», хотя, критика, она на то и критика! Гордый - идейный противник Черного. Он свободен от всяческих предрассудков (это доказывает влюбленность в домашнюю кошку Ямомото) и, несмотря на то, что оставлен своим хозяином в уличной драке, верит человеку и считает его своим лучшим другом. На вопрос Черного о том, кто же годится ему в друзья Гордый отвечает: «Ты не знаешь его! Это Человек!». Игра исполнителей этих ролей потрясает. Михаил Дергилев (Черный) в полной мере воплотил на сцене те ненависть и ожесточение, которые живут в душе его героя, а Паньков Денис даже, несмотря на подчеркнутую горделивость осанки и повадок, не смог скрыть всей трогательности доброты Гордого. Мне кажется, что только у бессердечного человека могла возникнуть идея о том, что то, что происходит на сцене – клоунада. Но это мое личное мнение… Помимо всего этого у меня возникает ряд ассоциаций с «Котлованом» А. Платонова. Смотрите сами: Например, девочка, представительница «вполне классового поколения» говорит Чикилину: «Умирать должны одни буржуи, а бедные нет». Устами младенца глаголет истина, именно из этих слов мы и понимаем, чем живет народ. Он хочет мести. Мести за причиненные им боль, обиду, страдания. Разве не похоже это на идею Черного, отомстить людям? По-моему очень… Или еще: в предложении Черного Гордому войти в стаю можно услышать слова того же Чикилина: «Тебе же все равно где жить, лишь бы не умереть…». Может быть, и все равно: где, важно лишь - зачем жить! В заключение хотелось бы вслед за Актером из пьесы «На дне» возопить: «Люди без сердца!.. Зачем вы живете? Зачем?». И, я искренне надеюсь на то, что у Вас найдется на это ответ… А.Л. «С@баки» К.Яковлева и «На дне» М.Горького сценическое воплощение социальной драмы В постановке пьесы «На дне» «нередко (и справедливо) видят экзамен для молодых театральных коллективов. … Драма Горького устремлена к самым существенным для человека вопросам жизни. Откликнуться на них в ключе своего времени – значит проявить творческую зрелость» (из статьи «С бодрой, радостной верой в «завтра»). А, что, если на суд зрителю представить свою работу? Тоже «на дне», но другой, собачьей, жизни? Пьеса К.Яковлева, несомненно, ближе современному человеку, нежели «На дне» М.Горького, и, несмотря на то, что действующими лицами одной пьесы являются люди, а другой – собаки, зритель в состоянии понять, о чем же на самом деле идет речь. Пьесы близки друг другу, провести между ними параллели можно, начиная даже с названия. Известно, что название пьесы Горького неоднократно менялось. Названия «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни» отражают колорит эпохи и картины. Горький посредством преобладания мрачных красок в названии пытается подчеркнуть трагедию жизни каждого из героев. Мне, к сожалению, не известно, изменялось ли название пьесы К.Яковлева, но, это не суть важно: окончательный (вполне возможно, что и единственный) вариант со значком «@» в полной мере показывает нам, насколько обездушился человек. А ведь именно в этом и состоит беда каждой собаки, живущей в овраге: всех их предал человек, потерявший связь с духовным миром. Что, в сущности, может символизировать постановка этого знака? @ - Как часто мы встречаемся с ней в обыденной жизни? Сколько раз за день? Этот знак уже превратился в символ технического прогресса, стал чуть ли ни неотъемлемой частью нашего общения. Лично Вы никогда не задумывались о том, что этот значок выходит далеко за пределы просторов Интернета? Я не стану сейчас пересказывать Хосе Ортегу-и-Гассета и Николая Бердяева, посвящавших научные труды феномену технизации различных сфер жизни и культуры, однако, хотелось бы заметить, что они еще в начале XX века писали: «Технизация духа, технизация разума может легко представиться гибелью духа и разума». Перспектива, конечно невеселая, но ничего более определенного в оправдание человеку я сказать не могу. Перечитывая «На дне» после «С@бак» невольно отмечаешь схожесть собачьих и людских воспоминаний о более или менее счастливом времени. Стоит только сравнить Бывшую Таксу, жившую на даче в отдельной комнате, собаку, которую кормили одной колбасой, с Бароном, человеком, который, бывало, проснется утром и, лежа в постели, пьет кофе со сливками… Очень важный вопрос поднимает Сатин в заключительном действии горьковской пьесы: «А если меня однажды обидели и – на всю жизнь сразу! Как быть? Простить?». На этот вопрос каждый из нас может найти свой ответ в пьесе К.Яковлева: мы можем простить, как прощает Гордый, или посвятить всю оставшуюся жизнь мести, подобно Черному. Каждый сможет выбрать свой путь. Как с самой первой минуты потрясало первое сценическое воплощение «На дне» М.Горького, так потрясает и новая пьеса, начинающаяся с невероятно сильной сцены, задающей атмосферу всему последующему действию. И, дело тут не только в глубоком смысле, заключенном в этих литературных произведениях, и, даже не в атмосфере. Бешеный успех первой постановке «На дне» обеспечили К.С.Станиславский, В.И.Немирович-Данченко, В.И. Качалов, О.Л.Книппер-Чехова… Режиссер-постановщик, исполнители ключевых ролей в «С@баках» (Д.Паньков, М.Дергилев, Н.Карев, В.Гальцева…) - все это люди молодые, у которых в жизни будет еще немало ролей и спектаклей, но многие из нас, зрителей, навсегда запомнят именно эти роли, этих героев… А.Л.

Ответов - 37, стр: 1 2 All

дима: А я смотрю все спектакли театра

O-Yumi: дима и как оно?

Эльф: PUMBA пишет: Очень важный вопрос поднимает Сатин в заключительном действии горьковской пьесы: «А если меня однажды обидели и – на всю жизнь сразу! Как быть? Простить?». На этот вопрос каждый из нас может найти свой ответ в пьесе К.Яковлева: мы можем простить, как прощает Гордый, или посвятить всю оставшуюся жизнь мести, подобно Черному. Каждый сможет выбрать свой путь. После этих слов у меня по спине пробежала стайка мурашек


Ахура-Спэнта: Эльф, не обижайте меня:)... Прекрасно помню, как рыдала вечером после премьерного спектакля и корябала эти слова на каких-то обрывках, салфетках... Знаете, я недавно поняла, что прекрасно понимая необходимость прощения (в первую очередь для самого себя), я могу простить далеко не все. Пробовала даже дурацкие техники прощения, которые предлагают психологи. Не помогает. Умные люди говорят, что когда не можешь простить, нужно просто забыть, выкинуть из головы. Но, согласитесь, и это не всегда получается... Что делать в таких случаях? Или, действительно, только время лечит?

Эльф: Ну что Вы, Ахура-Спэнта , ни в коем случае не хотела Вас обидеть! Да по глупости нажала на цитату, вместо того, чтоб просто скопировать так затронувшие меня слова. Так значит это Вы автор рецензий? Да. Вы умеете выражать свои мысли, мне нужно было догадаться. Если бы Вы только знали, как я была восхищена, прочитав эти статьи, они вызвали у меня очень сильные впечатления! Как я распечатала их на бумаге и показывала друзьям, которые не видели спектакля, но интересовались о чём он. И самое главное, что после прочтения у них возникало желание увидеть спектакль! Да, Вы правы. Все мы прекрасно понимаем, что нужно прощать, но говорить об этом гораздо легче, чем сделать. Бывает очень трудно простить. Я не говорю о ненависти и желании отомстить, т.к. для меня это слишком чуждо и непонятно, но даже просто обида... Я знаю как трудно бывает простить порой самых близких людей... И забыть тоже не всегда получается, да и не выход это. "Забытая" обида может в любой момент всплыть и захлестнуть с такой силой, до боли в груди. Время? Не думаю, что лечит. Знаю много людей, которые многие-многие годы таят в душе обиду и ненависть и живут с этим. Но вот как с этим можно жить? Кто-то скажет, всё зависит от конкретной ситуации, верующие посоветуют молиться за обидевшего, кто-то скажет нужно искать причину в себе, почему этот человек так со мной поступил. Психологических техник на эту тему очень много разных, может какие-то из них помогают в определённых случаях, но этим нужно заниматься под руководством профессионального психолога, часто эффект бывает на занятиях в группах. Я знаю одно. Нужно обязательно выговориться, или написать все свои мысли и больше к ним не возвращаться. Самое страшное, это когда возвращаешься к своей обиде снова и снова, постоянно прокручиваешь ситуацию в голове, повторяешь свои мысли и переживаешь снова всё это в себе. Тогда не сможешь простить и так и будешь жить постоянно в состоянии обиды, но это очень тяжело. Прощать обязательно нужно, как бы трудно не было. Лично я стараюсь дать выход эмоциям, лучше я закричу, чем буду держать всё в себе. Наверно каждый находит свой выход.

Ахура-Спэнта: Эльф, и не думала обижаться... Я пошутила.

Эльф:



полная версия страницы